МАРИНА ШАЛАГАЕВА: «ОТКРЫТЫЙ МАССАЖ СЕРДЦА» – ЭТО ПРО ЧЕРНЕЦКОГО

Александр Чернецкий и Марина Шалагаева познакомились в начале 2000-х, на одном из первых его концертов; после переезда из Харькова в Петербург. Ей было всего 17. Открытость и любовь к музыке привели девушку в рок-н-ролл. Мы можем услышать голос Марины Шалагаевой в песнях Юрия Морозова, Алексея «Полковника» Хрынова, в альбоме «Акустика» группы «Разные Люди», в проектах Евгения Дорогана и конечно же на живых концертах «Чиж & Со».

О закулисье, работе в студии, совместной поездке с презентацией альбома «Акустика»; о репетициях в составе «Чиж & Со»; о том, как Чернецкий «доводит до слёз»; о его вокале и том, как открыть свой неповторимый вокал; чему вероятно можно научиться у Чернецкого в жизни и многом другом – в интервью с Мариной Шалагаевой для нашей книги.

 

Из интервью Марины Шалагаевой для книги «Жизнь стоит того…»:

 

Во время интервью с Евгением Бариновым, узнал, что вы записывались в альбомах Алексея Хрынова и Юрия Морозова. Потом удивился, что ваш голос звучит ещё и на диске «Разных Людей» – «Акустика». Как вы попали на запись к «Полковнику» в свои 17 лет? И как в таком молодом возрасте оказались в рок-музыке? В «Википедии» об этом ничего нет.

 

В музыке я давно потому, что она в нашем доме с самого моего детства. Родители слушали хорошую музыку – «Led Zeppelin», «Rolling Stones», «Pink Floyd», «The Beatles» и т.д. Из нашей музыки – Гребенщикова и Бутусова. Когда была подростком, решила сходить на концерт Чернецкого. Он выступал с Чижом в клубе «Перевал», на Петроградке. Нам с девчонками из музучилища было по 17. После концерта общались с Чернецким абсолютно про любую музыку.

 

Как вы познакомились с Хрыновым?

 

Сначала познакомились с Сергеем Фирсовым, скорее всего на концерте «АукцЫона». А Фирсов познакомил нас с «Полковником». С «Чижами» к тому времени уже была знакома. Всё это произошло в одно время, на студии «Мелодия» потому, что с Юрием Морозовым мы долго дружили. Морозов, например, познакомил с группой «Паутина», которую впоследствии переименовали в «Аты-Баты». И уже с этой группой я записала альбом. Музыку и тексты для этого альбома написал Евгений Дятлов.

 

Вы занимались вокалом?

 

Да! Музыкальная школа, затем училище. После окончания ходила на концерты и знакомилась с музыкантами. На – студии подружились с «Полковником» во время записи. Он спросил: «О, ты поёшь?!». Говорю: «Пою!». Они: «Давай подпоёшь?». По итогу концерт давали все вместе. Лёня Федоров, Никита Зайцев на скрипке… Всё происходило естественно, поскольку занималась музыкой профессионально. Морозов всегда это приветствовал. Поэтому и у него спела несколько песен для пластинки.

 

Каково быть женщиной в этой рок-тусовке и сохранять женственность? Часто женщины в таких условиях меняются по алкогольному, или мужскому типу, становятся более жестче по характеру.

 

Замечательно с ними работать всегда! Характер у меня, боевой, весёлый. Мне повезло, что они все очень хорошие и добрые люди. И им, наверняка, со мной приятно не только потому, что девушка. Это какая-то общая волна. Когда мы с Чиграковым недавно говорили, он сказал: «Мне нужно, чтоб в коллективе были свои люди». Я спросила: «Ну, ты же меня взял, потому что я своя?». Он ответил: «Именно!». Это не объяснить. Просто есть люди, как родные.

 

Как произошло приглашение записаться с Александром Чернецким?

 

Чернецкий позвонил: «Давай споём?!». С тех пор дружим с «Разными Людьми». Очень волнительно. Голос для рок-н-ролла у меня тогда был никакой. Хотелось иметь блюзовый, «негритянский» голос, как сейчас. Но это опыт, практика. А тогда у меня был поставлен академический вокал. Пророчили консерваторию, но не пошла на академический. Казалось, это не круто. Целиком и полностью ушла в рок-н-ролл.

Марина Шалагаева и Александр Чернецкий в дни записи альбома «Акустика» на студии грамзаписи «Мелодия». Санкт-Петербург, Васильевский остров, 2004 год. Фотография из архива Александра Чернецкого.
Марина Шалагаева и Александр Чернецкий в дни записи альбома «Акустика» на студии грамзаписи «Мелодия». Санкт-Петербург, Васильевский остров, 2004 год. Фотография из архива Александра Чернецкого.

Особенности работы с Чернецким на студии. Как это происходило? Когда приходили, все было записано, и вы просто допевали бэки?

 

Нет. Все вместе записывали. С ними невероятно легко. Тогда была аналоговая плёнка, студия, тепло, лампа. Предлагали: «Давай вот здесь споём. А приходи – завтра ещё запишем!».

 

Марина Шалагаева, Юрий Морозов, Андрей Васильев и Александр Чернецкий. Саундчек перед презентацией альбома «Акустика». Москва, ЦДХ, 2 июня 2004 года. Фотография из архива Александра Чернецкого.
Марина Шалагаева, Юрий Морозов, Андрей Васильев и Александр Чернецкий. Саундчек перед презентацией альбома «Акустика». Москва, ЦДХ, 2 июня 2004 года. Фотография из архива Александра Чернецкого.

Студийная работа с Юрием Морозовым над его песнями, и работа над альбомом Чернецкого и группы «Разные Люди» под руководством Морозова отличается?

 

Никак не отличался подход. Хотя, знаю много людей, которые разнятся в поведении. Очень много групп приходило на студию, и он говорил: «Приходи на «Мелодию», посмотришь. Это ребята хорошие». Я много наблюдала за его работой. И вот, когда он сам написал, чуть попозже: «Давай, запишем пару песен!». Очень спокойно, как в родном доме. Поэтому могу назвать Морозова своим наставником.

 

У вас были какие-то пересечения с Чернецким, кроме студии?

 

Только на концерте. Это был июнь 2004-го, ЦДХ, в Москве. У меня маленький ребёнок на руках, но всё равно выцепили: «Давай, тебе надо проветриться!». И я поехала с ними. Потом плотно сидела дома – садик, школа. Потом снова стала заниматься музыкой.

 

Сергей Чиграков на студии грамзаписи «Мелодия» в дни записи альбома «Акустика» группы «Разные Люди». Санкт-Петербург, Васильевский остров, 2004 год. Фотография из архива Александра Чернецкого.
Сергей Чиграков на студии грамзаписи «Мелодия» в дни записи альбома «Акустика» группы «Разные Люди». Санкт-Петербург, Васильевский остров, 2004 год. Фотография из архива Александра Чернецкого.

А Чиграков отличается в поведении, когда работает над своим материалом и когда работает, например, в составе группы «Разные Люди»?

 

Серёжа всегда постоянен. Однажды ему говорила, что для шоу-бизнеса полезно вести себя иначе. Где-то не надо говорить того, что он хочет сказать, а где-то можно и сказать. Он ведёт себя так, как хочет. Всегда был такой, и 20 лет назад, и сейчас, и через 20 лет будет такой. Он настолько настоящий, совершенно без понтов и заносчивости. В студию также приходил и начинал какие-то идеи воплощать: «Сейчас сыграю так, а может вот это, а давай сейчас такое сделаем?». И с ходу пишет. Очень не любит переписывать дубли. Даже если что-то условно не так, говорит: «Нормально!».

 

В 1999-м, 2000-м, вы выступали вместе с Чернецким и Чижом в местах под названием «Корсар» и «Зоопарк»?

 

Да. Я даже с Морозовым там пела. И «АукцЫон» просили с ними поработать. Но что-то труханула. Особенно в песне «Зимы не будет». Лёня Федоров хотел, чтобы припев в этой песне был женский. Ответила: «Потом» и забылось.

 

Личное впечатление о Чернецком. Он отличался от других?

 

Незначительно. Совершенно себя нормально ведёт, и не придаёт значения, как двигается, смотрит, и я, естественно, не придала значения. Более того, он самый подвижный музыкант из всех, кого знаю. Помню, Чернецкий меня, как человека отметил: «Маришка, с тобой можно делать дела, дружить и вообще!». Мне было приятно. Все ребята хорошие в «Разных». Мне кажется, это черта не столичных людей. Замечаю, очень много тех, кто приезжие, они добрее и более открытые, нежели коренные москвичи или петербуржцы. Поэтому «Разные Люди», ну вообще! Опять же, ощущение, что ты с ними давно знаком. Как будто родственники, а ты их ещё, практически, не знаешь. Может, это музыка? Она является языком общения. Может, через неё всё на столько понятно?

 

А чем конкретно группа «Разные Люди» отличается в закулисье?

Никак. Мне, наверное, повезло, потому что «Разные Люди» замечательные. Участвуют в общении всегда с улыбкой, в позитиве. «Чижи», «АукцЫон», «Полковник» совершенно такие же. Хотя они уже были на тот момент ступенькой выше. Нет снобизма, что они, якобы «звёзды». Очень счастлива, что у меня есть возможность с ними взаимодействовать. Даже сейчас прихожу, музыканты собираются вокруг, мы разговариваем, делимся радостью как дети. И вижу, как мой приход в группу Чижа, меняет климат внутри.

 

Это же «из-за вас музыканты стали репетировать»?

 

Всех заставила (смеётся). Более того, и запись, надеюсь, тоже произойдёт. Вы, наверное, представляете, как психотерапевт, что происходит. По капельке стараний и всё получается. В самом начале мне говорили: «Это ничего не изменит, мы 20 лет ждём. Ты ничего не сможешь сделать! Пожалуйста, тебе делать нечего, давай! Чиж не будет репетировать!». Я говорю: «Ну, здравствуйте! Что значит, не будет репетировать? Как это?». Сергей говорил, что много репетировал с «Разными Людьми» и «нарепетировался». Но теперь репетируем и с «Чиж & Со». Всё-таки произошли изменения в составе группы.

 

Один из концертов группы «Чиж & Со». В кадре – Михаил Русин, Сергей Чиграков, Алексей Романюк. На большом экране – Дарья Чигракова и Марина Шалагаева. 2018 год. Фотография из архива группы «Чиж & Со».
Один из концертов группы «Чиж & Со». В кадре – Михаил Русин, Сергей Чиграков, Алексей Романюк. На большом экране – Дарья Чигракова и Марина Шалагаева. 2018 год. Фотография из архива группы «Чиж & Со».

Что даёт репетиция перед записью или перед выступлением?

 

Думаю, когда конкретно надо по форме петь, полезно репетировать, концерт – не шара, всё-таки. Тем более, когда все знают песни. Сейчас это немножко другое, наш состав изменился. Хотя музыканты такие, что можно и без репетиций. Они пришли и спрашивают: «А версия какая из десяти, которые в YouTube выложены?». Потому, что всё разное и песни по-разному игрались в разных составах. Вот, и у Саши, наверное, тоже, люди-то – разные. В прямом смысле Разные Люди. Чиграков говорил, что, когда он играл благотворительную акустику в «Космонавте» летом, послушал и сказал, как все офигенно играют. Ему понравилось. Говорит: «Я прямо обалдел!».

 

А старые песни мы в нашу группу возвращаем, потому что они хорошие, талантливые, красивые. И у Чернецкого, и у Михайленко тоже очень хорошие песни. Почему бы их не петь? Серёже периодически говорю: «Давай сыграем!». Всё, что делает Серёжа – по-другому. Важно, чтобы там многоголосья было больше.

 

Сергей Чиграков и Марина Шалагаева. Процесс настройки инструментов и проверка звука. 2018 год. Фотография из архива группы «Чиж & Со».
Сергей Чиграков и Марина Шалагаева. Процесс настройки инструментов и проверка звука. 2018 год. Фотография из архива группы «Чиж & Со».

Истории, связанные с Чернецким, которые запомнились больше всего!

Сашка меня до слёз доводит всегда. Когда разговариваем, он такие слова говорит, что плачу. Меня так больше никто не трогает. Если не события какие-то в жизни. От того, что настолько искренне говорит что-то радостное… Принесла большой торт и букет на Сашин день рождения. Он обнял меня и искренне сказал: «Маринка, какая же ты, ё-моё…», а я со слезами на глазах. Это я сейчас такая бодренькая. А вообще…

 

Вот сейчас вспомнила, как боюсь с ним встречаться. Стоим, разговариваем, он очень простые вещи говорит, правильные. Очень коротко, понятно, и очень в точку. Говорит: ты такая-то, такая-то, желаю тебе так-то, так-то. И вообще, как он говорит про детей. Помню, был зимний концерт 2 года назад. Он говорит: «Приходи!». В «Авроре» спели все вместе. До этого, когда он пел песню дочке Соне, я тоже стояла и плакала в зале.

 

Вас легко растрогать?

 

Не легко. Но у Саши это получается. Он об этом не знает. Я об этом кроме вас, вообще никому не говорила. Он как-то наступает на живое, и теряюсь. Потом, у меня тушь на глазах, мне потом надо глаза красить. Поражаюсь, что в человеке столько добра, тепла, энергии, радости. Мне понравилось выражение про «открытый массаж сердца». Вот это про Сашу. Глубина и глаза его чёрные.

 

Марина Шалагаева и Александр Чернецкий после выступления. Санкт-Петербург, 2011 год. Фотография из архива Марины Шалагаевой.
Марина Шалагаева и Александр Чернецкий после выступления. Санкт-Петербург, 2011 год. Фотография из архива Марины Шалагаевой.

Слушаете русскоязычную музыку? Рекомендуете ли «Разных Людей»?

 

Я сама музыку не слушаю. Вообще никакую. Настолько наслушалась. Более того, когда сажусь в такси, прошу выключить радио. Не могу. Особенно то, что играет в такси. Но мне нравится слушать музыку на виниле. У меня пока нет хорошего проигрывателя, но кажется, что это самое правильное.

 

Видимо, вам Сергей Николаевич поставил?

 

Да, он просто поставил и сказал: «Садись!». Он же такой! Я села, он мне как поставил группу «Цветы». Это было просто в точку. Ну, во-первых, очень шикарно! А у него еще ламповый усилитель и винтажные колонки… Это правильный звук. Так я бы согласилась слушать.

 

Музыка со студийной ленты отличается от того, что называют «цифрой»?

 

Поскольку, на «Мелодии» провела несколько лет, тем более, с ними, всеми… Конечно! Это же день и ночь! Абсолютно разный звук. Поэтому, кто может себе это позволить, возвращается к этому звуку. К слову Чиж сказал: «Вот, мы будем писать, но я не хочу, как все, чтобы мне вот эти дорожки, чтобы резали «цифру». Хочу ламповый, чтобы по-настоящему». Так раньше и делали. Действительно, сейчас музыка просто плоская.

 

Как певица, что скажете про вокал Чернецкого?

 

Нравится его подача. Люблю такое. Такого не много. Мне нравится, когда поют нестандартно. У человека либо есть свой почерк, либо нет. Это узнаваемость. Например, в интервью у Познера, Стинг говорит: «Куда мне до Пресли? Смеетесь? Мне повезло, что я такой один». Он ведь и не поёт так, чтобы, не вокалист прямо. Но он очень узнаваем. И это богатство – фишка. Вот, и у Чернецкого, и у Чижа эта фишка есть. Приходят все на конкурс «Голос», поют, а ты услышал и ничего не помнишь. А Чернецкий – ведь его не забудешь!

 

Марина Шалагаева и Сергей Чиграков. Концерт «Чернецкому – 50!». Санкт-Петербург, Concert Hall Aurora, 2016. Фотография из архива Александра Чернецкого.
Марина Шалагаева и Сергей Чиграков. Концерт «Чернецкому – 50!». Санкт-Петербург, Concert Hall Aurora, 2016. Фотография из архива Александра Чернецкого.

Вы что-то брали для себя от Чернецкого и Чижа, в плане вокала?

 

Могу спеть как Саша, и как Сергей. Я вообще «обезьяна», и по году рождения. Абсолютная обезьяна. Поскольку, их слушала с возраста становления. А вообще выросла на Тине Тёрнер, Арите Фрэнклин, и в наушниках слушала их дома. Из российской рок-музыки, это только мужской вокал и мужские группы. Да и толком не было женских групп. Мы не берём в пример Жанну Агузарову. Это немного другое, хотя, она крутая.

 

Есть наблюдение, что бывает вокал, когда есть задатки, человек этим пользуется и применяет, но нет того, что называется замыленным понятием «прийти к себе». Нащупать тот вокал, который твой.

 

Это очень важно. С моей точки зрения, и Сережа, и Саша, они это сделали.

 

Ваше представление, что такое – «прийти к себе», нащупать свой вокал?

 

Чтобы самой себе нравилось, а не другим.

 

Как это понять?

 

А вот если бы я нашла… Даже я в состоянии сейчас, что не нашла. Потому, что я могу и так, и так. Очень много как. Пробую записывать свои песни сейчас.

 

В ITunes есть ваш сингл из трех песен. Что скажете?

 

Да. И хочу выпустить этот сингл. Что выпущено на английском – записано в сотрудничестве, для кино и сериалов. Это другое. А вот так, чтоб на русском… Слушаю, и не нравится. Другие бы сказали нормально, а надо, чтобы мне понравилось. Либо, вот, есть хорошая профессия – продюсер. Есть люди, у которых есть способность на это, талант. Они видят человека, открывают, и понимают, за что. Но самое главное, что люблю в вокале – это надрыв на пределе. Обожаю, когда без остатка. Не в смысле того, что надо обязательно орать и постоянно хрипеть. Нет. Но это искренне, и мне это очень нравится. Что-то есть в этом у Высоцкого, у Чернецкого, у Чигракова. Например, Серёже я часто говорю: «Ну, давай вот эту вернём песню, но на тон пониже?». Он говорит: «Нет! Тогда она потеряет свой напор». То есть, когда уже высоко сейчас становится, всё равно надо вытянуть.

 

То есть, важно, чем изнутри человек поёт? Он ведь может петь и молча?

 

Да. И здесь совершенно неважно, горловое пение, или грудное, или посередине, между грудным и горловым. Это же Бог через тебя, человека, поёт. У каждого он свой, мне так кажется.

 

Для вас важно о чём петь или важнее как петь?

 

И то, и другое, конечно. Бывает, что крутой поп-исполнитель, рок, не рок, без жанра, но сразу такая песня ни о чём, реально. Но сейчас они все ни о чём. К слову, вчера случайно увидела ссылку. Какая-то «Гречка», «Монеточка». Не знаю, ни той, ни другой. Ребёнка не стала спрашивать, что это такое. Подумает, мать не продвинутая. Набрала в поиске. (Нет, я не ханжа. Просто не поняла). Она сидит с гитарой, и в тексте «какие-то мальчики бухают, или колются». Понимаю, что в этой тупости и есть фишка, это очень модно. Но что такого? И главное, чтобы текст обязательно с матом. Это прекрасно! А еще кто-то поёт страшный, такой некрасивый, весь вонючий, грязный. Вообще, шик!

 

Потому, что много лоска на двух центральных каналах нашей страны. Там же все одинаковые, силиконовые. Одни и те же лица. Иногда попадаю в тусовку другого формата музыки (такое случается, там тоже интересно и познавательно бывает). Временами выступаю с современным модным репертуаром. Тоже полезно. Музыки в мире всякой разной много. Но мне очень повезло, что по душе эстетика рок-н-ролла и мы одной крови с Чернецким, Чижом и «Полковником».

 

Александр и Инна Чернецкие. Концерт «10 лет альбому «Дороги». Белгород, Центр молодёжных инициатив, 3 ноября 2018 года. Фотография из архива Александра Оникова.
Александр и Инна Чернецкие. Концерт «10 лет альбому «Дороги». Белгород, Центр молодёжных инициатив, 3 ноября 2018 года. Фотография из архива Александра Оникова.

Было ли что-то такое, чему научились конкретно у Саши?

 

Наверное, научилась, но, наверное, не понимая. И, конечно, об этом не думала. Просто рада, что дружим, и что это всегда тёплые отношения. Он мне много открывает в общении. Подчёркиваю, важные моменты, они не могут быть мужскими или женскими.

 

Спрошу очень откровенное. Вы бы могли выйти замуж за человека, который поёт такие песни и проживает такую жизнь как Саша?

 

Безусловно, если любишь человека. Мне кажется, это даже не обсуждается. Когда один человек любит другого, вопросов просто не возникает. Когда вижу фотографии Саши и Инны, где они столько-то лет со свадьбы, останавливаюсь и у меня сразу мысль: «Надо же! Какие молодцы!». Больше того, их бодрость и молодость созидает. Понятно, что трудности, но я думаю, это любовь. Не знаю, что это такое, правда. Но, наверное, это она. Потому, при первой сложности сдаваться и сразу всё кидать – это что-то не то. Если человека любишь, то, конечно, будешь рядом и ухаживать. Пара Чернецких – большая редкость. Их пример, наверное, один. Вспоминаю знакомых, похожих ситуаций нет. Очень мало людей, которые живут вместе вообще, в принципе, один раз поженившись, и до сих пор. Потрясающе! Здорово! Семья классная.

 

Марина Шалагаева и Александр Бессмертный на «углу у пяти углов». После записи интервью для книги «Жизнь стоит того…». Санкт-Петербург, 23 июля 2018 года. Фотография из архива Александра Бессмертного.
Марина Шалагаева и Александр Бессмертный на «углу у пяти углов». После записи интервью для книги «Жизнь стоит того…». Санкт-Петербург, 23 июля 2018 года. Фотография из архива Александра Бессмертного.

В конце интервью обычно спрашиваю, есть ли что-то такое, о чём не спросил, но вам это кажется важным в контексте книги?

 

Возможно, после книги смогу понять многое. Будет интересно почитать, что он сам скажет, откуда у него вот это всё. Есть уже молодёжь, которая вся отчаявшаяся. Им 20-25, а у них депрессия, кофе и бессонница всё время. Это ужасно. Эти дети… «Дети» я их называю. Смотришь на них и думаешь: «Вы вообще, что ли?». А есть вот такие люди, как Сашка.

 

Сергей Чиграков и Марина Шалагаева за кулисами, в день концерта к 30-летию группы «Разные Люди». Санкт-Петербург, 2 июня 2019
Сергей Чиграков и Марина Шалагаева за кулисами, в день концерта к 30-летию группы «Разные Люди». Санкт-Петербург, 2 июня 2019

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *