ИЛЬЯ КНАБЕНГОФ: «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРНЕЦКОГО – САМАЯ НАСТОЯЩАЯ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА»

Персонализированное интервью Ильи Леоновича об Александре Чернецком и группе «Разные Люди». О музыке, которая идёт от сердца. О моментах встреч на фестивалях и проектах. О современном положении и будущем русскоязычной поэзии. О благотворительности какой она есть. О принципах того, с кем играть в одной группе и почему рок-н-ролл – это работа, но не для всех. О вероятных ошибках создателей мероприятий по поиску предназначения и семейных отношений. О любви и решениях, меняющих жизнь к лучшему.

Достаточно давний, но насыщенный материал 2016 года, который долго упорядочивался. Много Ильёй сказано с позиций смелого и бесповоротного, при этом – очень личного. В этом его характер и суть. Здесь всё переплетается с духовностью и многомерным объяснением порядка вещей, что не свойственно большинству. Пусть будет так. Со стыдом и с совестью читайте специальное интервью в контекстах книги «Жизнь стоит того…».

Из интервью Ильи Кнабенгофа для книги «Жизнь стоит того…»:

Илья, когда и как в поле твоего сознания попал Чернецкий?

О Чернецком узнал в середине 1990-х от Саши Гордеева, который нарисовался на горизонте в Питере и стал каким-то образом близок к группе «Король и Шут». С «Король и Шут» мы с 1992-го близко дружим и всё время в одной тусовке. А творчество Саши Чернецкого впервые услышал, когда Гордеев уже во всю участвовал в коллективе «Разные Люди».

Александр Чернецкий и Александр Гордеев на фестивале «Крылья-2006». Москва. 2006 год. Фотография из архива Александра Чернецкого.
Александр Чернецкий и Александр Гордеев на фестивале «Крылья-2006». Москва. 2006 год. Фотография из архива Александра Чернецкого.

Тебя впечатлило творчество Чернецкого?

Стадионный артист-легенда складывается из многих факторов. Причём ни один из них не должен быть меньше 9,5 из 10-ти. Это, прежде всего, харизма, исполнение, честная энергетика, тексты, музыка, и, конечно же, интервью – интеллектуальная составляющая. Артисту задают вопросы на радио, телевидении. Он должен иметь гражданскую позицию, быть активным человеком и лидером во всём.

У Сашки Чернецкого совершенно потрясающая подача. Искренностью, надрывом и открытым сердцем мне это всегда напоминало Высоцкого. Таких людей называю Божьими. Их не затрагивает грязь современной цивилизации. Они идут сквозь тысячи лет совершенно не меняясь.

Но у Саши не столь хитовое творчество, чтобы это стало массовой культурой. Тексты слишком личные. Человеку с улицы сложно воспринять такое. Для меня Чернецкий на уровне Лермонтова, Пушкина, Башлачёва и т.д. Настоящий гениальный поэт. Каждая строчка – как камень на дороге, над которым надо сидеть и глубоко думать.

Под музыку «Разных Людей» не особо попрыгаешь на концерте. Если, например, Костя Кинчев вышел: «Мы вместе!», и все файеры подняли: «Костя, мы за тобой в атаку!». Юра Шевчук вышел: «Родина!», и все: «Ура!», с ним на баррикады. А Санька – не командир с флагом, а художник. Он что чувствует, о том и поёт.

Алексей Горшенев, Александр Чернецкий, Юрий Шевчук, Михаил Горшенев, Андрей Князев. Время записи проекта «Рок-группа». Санкт-Петербург. 2003 год. Фотография из архива Александра Чернецкого.
Алексей Горшенев, Александр Чернецкий, Юрий Шевчук, Михаил Горшенев, Андрей Князев. Время записи проекта «Рок-группа». Санкт-Петербург. 2003 год. Фотография из архива Александра Чернецкого.

В Харькове есть футбольная команда «Металлист». Саша в юности в ней играл. В какой-то момент он заметил, что не может разогнуться, бегать и ходить. Я спрашивал его о суицидальных мыслях и понимании того, что всё вероятно может закончиться. Интересно узнать твою позицию как человека, который имеет опыт болеть. Есть у тебя какое-либо духовное объяснение того, зачем человеку болезнь?

Если честно, понятия не имею. 25 лет я глубоко занимаюсь религией. Перелопатил горы всего. Знаю всех авторитетных людей из всех ведущих конфессий. И сейчас, всё равно прихожу к выводу, что это нечто врождённое.

Удобно сказать: «Это – наша карма». Но нет смысла наказывать существо за то, чего оно не помнит. Воспитательный момент тут отсутствует полностью – «Я бы и рад раскаяться за что-то, но не знаю за что». С другой стороны, многие учения говорят, что карма – это последствия твоих действий. Например, кто-то воду на кухне разлил, а кто-то наступил, поскользнулся и упал. Мораль тут ни при чём. Просто физические последствия.

Знаю, многие приходят к Богу, его поиску, через серьёзные переживания болезни на грани смерти. Но у меня есть наблюдение сотен тысяч людей. Я реально знаю, что люди рождаются либо с чистой совестью, либо подонками. Вижу их даже в детях. Не очень часто играю и пою перед детьми, но бывает.

Алексей Горшенев, Александр Чернецкий, Илья Кнабенгоф. «25 лет без Высоцкого». Санкт-Петербург. 2005 год. Фотография из архива Александра Чернецкого.
Алексей Горшенев, Александр Чернецкий, Илья Кнабенгоф. «25 лет без Высоцкого». Санкт-Петербург. 2005 год. Фотография из архива Александра Чернецкого.

Перед детьми, которые приходят на концерты?

Нет. В детских домах, интернатах и т.д. Там дети от 3-5 и до 13 лет. Смотришь на 5-летних, и у них на лбу всё написано. Понимаешь, что один чистым родился – у него всё в порядке с совестью и разумом – хоть сейчас забирай, как говорится, домой. А рядом сидит подонок, у которого на лбу написано, что всю жизнь проведёт по тюрьмам и будет причинять другим только страдания – даже растить нет смысла.

Бывает, что подонки вдруг обращаются к свету, но это настолько редкие случаи. Человек рос бессовестным и вдруг упал на колени, за всё прощения попросил и оставшуюся жизнь ведёт себя как святой. И это не вопрос религии. Очень много людей, которые далеки от Бога, но при этом живут по высоким стандартам совести, нравственности, чести.

Сашка с этим родился. Я его прекрасно понимаю, потому что сам такой. В детстве никогда не понимал, как мои сверстники мучают животных. Никогда не хотел драться и лезть в конфликты. Приходилось, но не хотелось. Всегда хотелось в мире добра и справедливости. В детстве мама говорила, что у меня «старческая болезнь совести». Никогда спать спокойно не буду, если должен денег или игрушку.

Однажды, в 9 лет, я случайно в гостях украл втихаря у мальчика игрушку. Неделю спать не мог, ходил и мучался. Причём через неделю маме признался, что не удержался и украл. Мама сказала: «Верни её и скажи, что не удержался». Реально пошёл, сказал правду: «Извини, украл у тебя игрушку. Она мне очень понравилась. Прости пожалуйста». Чувак меня, во-первых, простил сразу, и сказал: «Не вопрос! Хочешь, возьми на месяц поиграй». А, во-вторых, у меня такой камень с плеч свалился. А так, я целую неделю ходил с ощущением, что у кого-то что-то украл.

Илья Кнабенгоф. Выступление на рок-фестивале в Петергофе. 2005 год. Фотография из архива Юлии Черторницкой.
Илья Кнабенгоф. Выступление на рок-фестивале в Петергофе. 2005 год. Фотография из архива Юлии Черторницкой.

Вот, например, жил человек, заболел и в одном случае – озлобился на мир. Другой – сломался, третий – воспрял. Это про духовность?

Да. Но духовность – это до сих пор для меня непонятное качество. Она либо есть в человеке от рождения, либо нет.

Знаешь, когда говорят: «Живёт – ни стыда, ни совести». Для меня это самое простое определение духовности. Если в человеке духовная сторона развита, он живёт по совести и со стыдом. Стыдится своих дурных поступков. И его не надо в этом укорять. Он сам себя укорит лучше всех. Для него раскаяние – худшее наказание. Можно пойти скользким путём – смошенничать и вылезти сухим из воды, да ещё и с прибылью. Но человек не будет этого делать, потому что не сможет с этим жить дальше.

Любому из нас в этом мире жить очень тяжело. У меня много раз были мысли закончить всё это. Сидел, как говорится, с верёвкой и пистолетом в руке. Реально сидел. У меня был случай, когда всё в жизни свалилось в один момент, и неделю просидел в пустой квартире на кухне. Просто пил. Я как бы в жизни никогда особо не бухал. А тут реально бухал 3 месяца и первую неделю из них просто сидел сутками с бутылкой водки, и пистолетом в руке. Ждал момента, чтобы набраться храбрости и спустить курок. Наверное, меня спасла обычная человеческая трусость. Просто не хватало храбрости и не знал, что будет после всего этого.

Однажды один человек мне сказал: «Никто не хочет заканчивать свою жизнь, но очень многие не хотят жить именно так». То есть не в жизни дело, а в её качестве. В какой-то момент я это понял, и меня эти слова спасли.

Очень многие попадают в обстоятельства, когда для себя надо найти выход, как жить дальше. И, наверно, самое главное – во имя чего и кого. Меня в своё время от этого спас старший брат. Он сказал: «Ты можешь сделать это когда угодно, но зачем торопиться? Даже если сейчас не покончишь с собой, ты всё равно гарантировано умрёшь. Все умирают. Почему просто не подождать и не посмотреть, что дальше? Зачем спускать курок сейчас? Просто подожди несчастные 50-60 лет. Ещё неизвестно, сколько проживёшь. Может умрёшь через 2 года от болезни. Не надо ничего делать, не надо пытаться вытаскивать себя за шкирку и приводить себя в чувства. Просто сиди и жди». Это очень мудрый совет. Я сказал: «А зачем торопиться, я просто подожду».

Но в этом была великая хитрость. Он прекрасно понимал, что всё проходит и эмоции потухнут. Время лечит. Появятся новые цели, новые люди, новые знакомства. Что-то новое да появится. Для меня в тот момент это был прекрасный выход. Просто сел и стал ждать. И потихоньку всё плохое сошло на нет.

У тебя поменялся состав группы. Когда выбираешь людей, с которыми играть, жить, стоять вместе, ты это делаешь по какому-то принципу братства по духу?

Раньше – да. Сейчас – нет. У меня нет возможности. Грубо говоря, если бы у меня был выбор между двумя людьми одинаково хорошо играющими, но в одном бы я чувствовал вот это братство, а в другом – нет, то конечно, выбрал бы брата по крови. Такое было, например, когда выбирали последнего гитариста – Виктора Бастракова, который умер недавно.

Но фишка в том, что был конкурс 50 человек на место. В конце этого конкурса осталось трое. И Витя в числе этих трёх. Могу сказать, что Витя играл хуже, чем двое других. Но Витька мне приглянулся, как человек. И я принял решение взять его. Хотя другие два были просто профи-гитаристы, более технично подкованные и более грамотные, чем Витя, с точки зрения музыкального образования. Но я посмотрел на них и понял, что не смогу с ними жить. Ну, перетерплю, конечно, переступлю через себя. Но вот с этим парнем мне будет легко. Сразу найду общий язык. Я посмотрел на него и увидел своего. Мы его взяли.

Очень трудно найти людей, которые умели бы играть, устраивали тебя как музыканты, и при этом были бы единомышленники. Это просто нереально. Если кто-то нашёл себе такого человека в группу, это величайшее счастье, но мне с этим практически не везло. Ну, разве что, когда мы только начинали.

Поэтому, когда меня спрашивают о группе «Military Jane», из которой вырос «Пилот», говорю, что это абсолютно разные группы. «Military Jane» – группа единомышленников. Мы все очень плохо играли, но были счастливы потому что жили одной жизнью. Одно и то же мировоззрение, одни взгляды. Мы договаривали буквально друг за другом. И это прям ощущение счастья, когда с людьми делаешь одно дело и при этом все, как ты. Потрясающее ощущение. Я запомнил его на всю жизнь и тоскую по нему.

Затем в группу приходили те, которых выбирал по профессиональному признаку. Мне нужны были музыканты, хорошо выполняющие своё дело. И сейчас, например, в группе «Пилот» у меня нет ни одного единомышленника. Витя был последний. Сейчас в группе играют трое парней. И у нас вообще ничего общего в жизни нет. Ни взглядов, ни духовности, ни мировоззрения…

Просто чувствую себя начальником компании и занимаюсь бизнесом. Это работники, выполняющие профессиональную деятельность. И понимаю, что в «ДДТ» абсолютно тоже самое. То есть, Шевчук – начальник бизнес-компании, а у него работают нанятые люди. Не могу поверить, что они живут атмосферой «ДДТ» потому, что знаю их более или менее хорошо. И Юру знаю. Я бы сейчас мечтал плюнуть на группу «Пилот» и пошёл бы играть в «ДДТ», потому что он мне очень близок. И понимаю, что был бы счастлив работать с ним, потому что мы похожи.

Виктор Бастраков в составе группы «Пилот». Рок-фестиваль «Воздух-2009». Фотография из архива официального сообщества группы «Пилот» в «ВКонтакте».
Виктор Бастраков в составе группы «Пилот». Рок-фестиваль «Воздух-2009». Фотография из архива официального сообщества группы «Пилот» в «ВКонтакте».

И в «Алисе» тоже самое. Вот Костя Кинчев, а вот – оркестр. Ну, и единомышленник Петя Самойлов, который играет с самого начала. Остальные – нанятые профессионалы. И я уверен, что идеологию и культуру, которую несут все эти командиры, и их боевой состав искренне не разделяет. Может поддерживает для виду, но искренне не разделяет.

Не знаю, какова ситуация в группе «Разные Люди», потому что все очень сложные. Миша Нефёдов –сам по себе сложный. Вадим Курылёв – вообще самостоятельная единица с огромным творческим багажом, потрясающий музыкант и очень хороший композитор. Но он с такими же тараканами в голове, как и мы все. Но «Разных Людей» объединяет юность и общее время, музыка, на которой они росли. Людей сближают общие корни. Они говорят одними и теми же образами. Вот для меня сложно общаться с моими музыкантами в группе. У нас разница больше 10 лет. И они вообще другие люди, потому что выросли в другое время.

В юности всегда изобилие групп. Все любят играть, кто-то даже в нескольких группах. Потом люди взрослеют и групп становится меньше. И приходят друг к другу те, кто остается в теме.

Ответственность появляется и надо на что-то жить. Люди уходят, потому что понимают – рок-музыкой не заработать. Это естественно и понятно. У людей меняется интерес. Есть люди, живущие рок-н-роллом, а есть те, для кого рок-н-ролл – развлекуха. Они попрыгали, побесились, и потом: «Ой, я вырос». А скакать девочке через скакалочку, когда ей уже 25, как-то не комильфо. Она уходит и говорит: «Всё, у меня теперь бизнес, работа, муж, дети и всё такое». Здесь тоже самое.

Есть люди, для которых рок-н-ролл – хобби и развлекуха, а развлекуха кончается и интересы меняются. А есть люди, которые рок-н-роллом живут. Это разница. И когда такие люди остаются в меньшинстве, понятно, что остальные со временем отваливаются и начинают сбиваться в стаю из-за чувства одиночества, и страха. Как волки зимой. Летом они все по одиночке бегают, но как только наступает зима, сбиваются в стаи, потому что понимают – вместе выживем.

Рок-н-ролл – это не работа?

Ну, конечно, это работа и очень тяжёлая. Другое дело, что это любимая работа для настоящих рок-н-рольщиков. Ну как это не работа, если ты зарабатываешь этим на хлеб?

То есть Кинчев слукавил, если так сказать по-честному?

Ну, просто для него это образ. Понимаю, что рок-н-ролл – это же не ходить на завод. Но это тоже работа. Если бы для Кости это не было работой, он бы не ставил движения на сцене и не работал бы над голосом. Он много работал над собой. У него хореографическое и театральное училище за плечами, и ещё чёрт знает сколько всего. Это такая же работа как любая другая. Другое дело, что хорошо, когда занимаешься любимым делом и совпадает всё. Можно сказать, что художник – тоже не работа. Просто так со стороны кажется. Да нет же, это адский труд. Стоять и писать картину по 6-7 часов в день.

Илья Кнабенгоф на одном из концертов группы «Пилот». 2007 год. Фотография из архива официального сообщества группы «Пилот» в «ВКонтакте».
Илья Кнабенгоф на одном из концертов группы «Пилот». 2007 год. Фотография из архива официального сообщества группы «Пилот» в «ВКонтакте».

В самом начале 2000-х у вас был совместный проект «Рок-группа», в котором вы с Чернецким приняли участие. Расскажи об этом.

Смешная история. Меня Шевчук пригласил. Сказал, что у них есть такой проект и смешная песня «Попса». Это чисто прикол с юмором и мало того, самоирония потому, что для меня попса – не стиль музыки, а определённое отношение к творчеству. Для меня есть попсовики и на рок-сцене. Их полно.

Это случаи, когда человек реально ставит во главу популярность, известность и заработок любой ценой, и начинает ради этого всё делать. Например, влезает в любые телепрограммы, как многие артисты делают. То есть: «В 8:00 утра жарю яичницу на «5 канале», с детьми нянчусь на канале «Россия», а на канале «НТВ» тарелки ищу по полям с уфологами». В каждой бочке затычка. Где угодно лишь бы посветить лицом. Главное, чтобы скандалы запомнили, а творчество – дело десятое. Они выходят на сцену не для того, чтобы изменить мир к лучшему. Для меня артист тот, кто выходит на сцену для того, чтобы привнести в мир добро и свет. Это единственная причина для чего нужно выходить на сцену.

Николай Островский гениально сказал: «Мы взращиваем в людях совесть, чтобы поднимать людей с колен, и они не опускались в бессовестное животное состояние». Артисты для этого и должны работать, чтобы поднимать это всё в кино, театре, в музыке. И рок всегда был впереди этого, по крайней мере в 1980-е. Это реально такие идеологи духовной, культурной стороны и т.д. И меня ужасает, что эта сторона ушла.

Есть группы, которые не люблю в плане музыки, творчества и т.д., но я всё равно готов признать, что они делали своё дело. Выходили на сцену и говорили: «Нельзя быть сволочью», «Нельзя расти быдлом». Они призывали людей расти в собственных глазах и заниматься самовоспитанием. Все призывали к этому в конце 80-х, так или иначе. А сейчас это превратилось в какой-то стриптиз на шесте. Вышла, голую жопу показала и матюками покрыла. И все радуются и пляшут!

Это разве не ирония, когда Сергей Шнуров предложил: «Давайте, посмеёмся над собой»?

Шнур это сделал, конечно, с самоиронией, поскольку сам-то он быдлом не является. Очень культурный, развитый человек с огромным интеллектом. Он прекрасно показал уровень культуры людей и сделал это явным: «Смотрите, ребята, в каком стаде живёте? Вот люди, которые живут рядом, вокруг вас!». Им нужна голая баба. Причём не просто голая. Им нужна доступная, грязная, голая шлюха готовая на всё. И водка дешёвая, и наркотики.

Если опять же говорить о Сашке, то у него есть желание изменить мир к лучшему. Он осязает боль. Иначе бы не занимался благотворительностью, не заботился о детях, о других людях с несчастьями. Он реально пытается это делать. Вопрос в том, насколько это мастерски и массово делается. Но он старается. А в данном случае, лично для меня, старание важнее результата. Знаешь, я всегда был за физкультуру, но против спорта. Потому что физкультура – это здоровье, а спорт – угробленное здоровье. Ради какой-то медали, ради ещё чего-то. Мне кажется, это просто чисто развитие гордыни и алчность. Здесь тоже самое.

Я за то, чтоб человек занимался благотворительностью. Ей занимаются все, у кого совесть в порядке. Всегда говорю: «Это никакое не достижение, а норма». Это просто нормально. Это как хвалить человека за то, что он просто чистит зубы и не рыгает за столом. Или он не ходит, не ссыт под забор у всех на виду. За это хвалить? Это нормально. Чего этим гордиться?

Не обязательно миллионы какие-то переводить больным детям. Да переведи ты 5 рублей или просто поучаствуй в этой акции. Сделай маленький шаг, но делай это, потому что это самого тебя воспитывает. Это просто создаёт в тебе правильное настроение. Ты живёшь ради счастья и блага кого-то, а не для себя, т.е. это убивает эгоизм. Благотворительность – самая настоящая духовная практика.

Александр Бессмертный и Илья Кнабенгоф в мото-мастерской. Санкт-Петербург. 2016 год. Фотография из архива Александра Бессмертного.
Александр Бессмертный и Илья Кнабенгоф в мото-мастерской. Санкт-Петербург. 2016 год. Фотография из архива Александра Бессмертного.

Например, человек много отдаёт, и в какой-то момент ему говорят: «Остановись! Что осталось у тебя? Ты же всё раздал!». Есть мнение, что альтруизм – иногда проявление эгоизма. Но как разобраться современному человеку, что то, что происходит в благотворительности, это гармонично?

Что значит гармонично? Ребёнок при тебе упал в лужу и плачет. Ты поднимешь его? Поднимешь. Ты будешь думать гармонично это или нет? Нет. Это просто по-человечески. Ты человек, поэтому это сделаешь. Здесь тоже самое. Что тут рассуждать. Благотворительность – это просто человеческое поведение. Так сделает любой нормальный человек. Я не могу пройти мимо раковых больных детей. Ты когда-нибудь был в детском отделении онкологии? Там потом спать не можешь неделю. Эти лица детей стоят у тебя перед глазами. Пятилетнему ребёнку осталось жить месяц. Он не понимает и не осознаёт ничего. Он только знает, что умрёт.

С какого года занимаешься благотворительностью и в какой момент ты понял о важности жить для других?

Слушай, ну, наверно, так или иначе в помощи детям мы участвовали постоянно, вот как с «Пилотом» пошла история. У меня за плечами большая история с наркозависимостью. И пока она у меня была, естественно очень гасила мой разум. Мне было наплевать на всех. Как только наркотики стали заканчиваться, разум проснулся, и я начал очухиваться от всего ужаса. И тогда моё внимание стали привлекать люди, послужившие мне примером.

Я пришёл к выводу, что жить для себя вообще бессмысленно. К этому выводу приходит любой разумный человек, для которого жизнь – не просто побочный эффект. Который хотя бы задаётся вопросом: «Зачем я здесь? А зачем это вообще со мной происходит? Почему я? Что вокруг?». Любой человек привязанный к этим размышлениям, рано или поздно придёт к выводу, что жить для себя – абсолютно бессмысленно.

Жизнь вообще сама по себе бессмысленна. И искать смысл не имеет смысла. Его нет. Единственная разумная задача в жизни – жить ради счастья кого-то. А это жертва себя во имя счастья другого. Это и есть определение любви. Это единственное, что можно назвать любовью. Без альтернативы. Это не выбор, а его отсутствие для каждого, кто «проснулся головой».

Это правда потому, что ты полжизни жил для себя любимого и никогда не умел помогать. В тебе много всякой алчности и своих собственных желаний. Но теперь ты понимаешь, что с этим нужно бороться, потому что это приносит боль, страдание только самому себе. Чтобы ты не желал себе, это принесёт тебе страдание.

В твоём мировосприятии это произошло задолго до альбома «1+1=1»? Когда ты это сформулировал?

Да оно и раньше ещё было. Если раньше я это держал внутри себя, или среди узкого круга единомышленников, то потом просто почувствовал в себе возможность об этом говорить открыто, и понял, что это нужно делать. То есть, я всё равно боялся быть осмеянным и понимал, что люди будут говорить: «Илья, как ты выйдешь на сцену и будешь говорить людям о Боге? А общество что о тебе скажет? Что ты сектант, придурок или психопат?».

И очень многие даже среди известных рок-артистов всегда обо мне так не раз говорили. И я очень этого боялся тогда и не хотел. Это тоже самое как уменьшенная версия Христа. Били кнутами перед распятьем, но он же пошёл на это, не боясь боли, унижения, оскорбления. В какой-то момент я тоже понял, что готов снести это всё, потому что цель того стоит. Цель настолько выросла передо мной и просто понял, что должен сделать это. Да. Будут унижения, оскорбления, боль, будут люди, которые будут пытаться бить под колени палкой. В конце концов найдутся те, кто будет желать тебе смерти. Но это того стоит.

В декабре 2010 года, в Харькове, на лекции тебя спросили: «Илья, ты просто смешал все религии в одну и за несколько часов людям хочешь рассказать обо всём и сразу?». Ты ответил чётко о результатах людей. Рассказал о тех, кто тебе написал. Например, парень наркоманил, для него твои слова стали важны, и он бросил.

Это тысячи спасённых людей. Я вижу результат. И многие из них говорят: «Спасибо». Есть люди, которые спустя 10 лет приходят и говорят: «Илья, я прямо сейчас понял, как ты мне помог изменить жизнь». И я им всегда отвечаю, что это не моя заслуга. Это они сами, потому что заслужили и нашли знание. Пришли ко мне, услышали его. А мне, в свою очередь, это рассказали другие люди. И я благодарен им. Это идёт от Бога. Ему они должны быть благодарны. Мы просто передаём то, что нужно другим и спасает их. Не я придумал это знание. Я просто его донёс потому, что не было выбора.

Александр Чернецкий на концерте памяти Александра Башлачёва. Харьков. ДК Ильича, февраль 1988 года. Фотография из архива Александра Чернецкого.
Александр Чернецкий на концерте памяти Александра Башлачёва. Харьков. ДК Ильича, февраль 1988 года. Фотография из архива Александра Чернецкого.

Если бы кто-то спросил тебя, о чём вообще творчество «Разных Людей»? Что бы ты сказал?

Это внутренний мир Саши. Мне кажется, что Сашка не вполне до сих пор созрел до совершенно конкретной задачи – нести людям свет в какой-то очень чёткой определённой форме. Он это несёт на уровне чувств и эмоций. От него идёт правильная энергия, которую люди чувствуют. Это сделано искренне. Люди верят в это, но до конца не понимают, потому что у него сложная образность текстов. Это можно сказать прямо, открыто, не боясь. Мне кажется, Сане нужно перестать бояться вот того же самого, чего боялся я в своё время – быть осмеянным. Не надо бояться быть проповедником Бога.

У людей ведь сразу есть мысль: «Он проповедник». И у них негативное восприятие этого слова. А это – доблесть. По его активности видно, что он всё равно к этому идёт. Никогда не поздно встать, поставить ноги на ширине плеч сказать: «За мной».

Его песни описывают его жизнь. Это больше похоже на разговоры на кухне, когда с другом за стаканом водки или в кабинете у психолога: «Знаешь, я сейчас расскажу о своей жизни». Но это не открытый призыв: «Поднимайся с колен, иди за мной, я скажу, как это сделать». Это не протянутая рука со сцены: «Хватайся, я вытяну тебя из грязи. Я знаю, как это сделать, поверь мне. Я могу это сделать. Посмотри на меня. Доверься мне». Это чёткое и абсолютное бесстрашное лидерство.

Большинство людей на концертах Саши уходят со своим?

Да, а они все должны уйти с его, а не со своим. Понимаешь в чём фишка? Это видно даже по тому, как человек говорит с тобой.

В серии «Поэты русского рока» стихи Башлачёва и Чернецкого изданы в одном томе. Как считаешь, эти стихи будут важны через 50-60 лет?

Нет. Это забудется напрочь. Культура другая. Люди потеряли гордость за свой народ и страну. Они, к сожалению, перестали беречь своё наследие. Не хочется быть банальным в данном вопросе, но, мне кажется, это сделали большевики. Они разрушили великую империю с традициями, культурой и праведной верой. Даже Христианство было другое, и воспитание было другое.

Каждый грузчик или извозчик говорил: «Прошу прощения, ваше благородие». Люди друг к другу так обращались. Каждый Шариков всё равно обращался вежливо, с уважением. Был определённый такт, этика и т.д. даже в этом слое населения. А сейчас садишься к таксисту «Ну, вылезай, муха блядская! Бензин кончился!». Вот и вся культура.

Поэтому тогда и ценили русских поэтов и композиторов. Ведь их сейчас не меньше. Большевики прекрасно понимали, что они не способны создавать культурные вещи. Это же рабочий класс. Он призван работать руками. Это не плохо и не хорошо. Просто одна из каст и без них вообще невозможно ничего. Но они не должны управлять ни культурой, ни страной и т.д. Они не способны создавать вещи в искусстве. Они не люди искусства, у них интеллект другой. Поэтому они до сих пор носятся со всем этим знаменем – Пушкин, Чайковский, Лермонтов. Да у вас этих Пушкиных полно же. Полно прекрасных поэтов и композиторов ничем не хуже.

Но они сгинут, потому что «краснопёрые» своих не ценят. И понимают, что мы создать ничего толком не можем, и страна – говно, и народ – говно. Мы из говна вышли и в говне плаваем, поэтому ничего хорошего создать не можем. Как может быть Саша Чернецкий великим поэтом? Не может. Он же просто живёт где-то там и в подвалах играет. Они просто забывают где все эти великие поэты читали стихи в своё время. В таких же подвалах. Всё тоже самое было.

Скажи, у тебя сложилось какое-то впечатление о харьковских музыкантах?

Хорошая школа. Понимаю и прекрасно представляю, что этот город породил действительно очень талантливых людей. Мне жаль, что всё это творчество остаётся на уровне андеграунда. А это реально великие русскоязычные поэты. И Захар Май тот же, и Саша Чернецкий. Современное великое в своём искусство. У Захара Мая есть песни, которые мне гораздо больше нравятся, чем всё творчество Владимира Маяковского. Я вообще не понимаю, почему Маяковского поэтом назвали. Мне кажется, Башлачёв в тысячу раз круче, чем какой-нибудь Мандельштам, хотя он тоже великий поэт. Башлачёв – действительно, патриотичный поэт, который нёс русскую культуру.

Но сгинут и эти люди, и их творчество, потому что культура такая. Люди не ценят. Здесь вообще в стране никто ничего не ценит. Живут сегодняшним днём. Это как раз идеология «краснопёрых». Главное, чтоб была тушёнка, водка и баба под боком. И какими бы лозунгами они это не прикрывали, их идеология крестьянского класса остаётся той же самой. Живи необходимым и не парься.

Ты творишь уже больше 20 лет в группе «Пилот». Не новость, что люди растут, появляются новые люди. Кто к тебе приходит на концерты? Общаешься ли ты с этими людьми? Что у них в головах?

Контингент на наших концертах разительно отличается от контингента слушателей других рок-групп. Во-первых, он дико широк по социальным и возрастным рамкам. У нас есть 7-8-9-летние фанаты и есть люди, которым за 80. На концерты приходят реально бабушки и дедушки. Приходят всей семьёй. Это не то, что их 1-2, их много.

Это только в Петербурге так?

Везде так. Потому что то, что мы говорим со сцены не привязано ни к возрасту, ни к социальному положению. К нам приходят люди, которые порой совсем на дне жизни, даже какие-то наркоманы и алкоголики за словом. Приходят и мэры городов, генералы армий, миллиардеры. Самые разные люди. Но всех этих людей объединяет одно – их не устраивает их жизнь и то, что им предлагает цивилизация. Они хотят найти нечто большее в этой жизни. Они задаются вопросом: «Зачем я живу? Неужели только ради этого всего?». Это их беспокоит. Это контингент, который не успокаивается по выходным в барах. Знаешь, я так всегда говорю, что наши люди бессмысленно, тупо, как осёл трудятся 5 дней в неделю, а потом идут нажраться в пятницу-субботу.

И пропивают это всё?

Да, просто пробухивают. И это для них средство забыть о своей тупости и бессмысленности. И это тоже из страха, бессмысленности своей жизни. Они просто в ужасе от своей жизни и того, что с ними происходит. У них нет надежд. И неважно, сколько у них денег в карманах, но их жизнь беспросветна. Вся их показушная улыбка, крутизна в виде машин, трёхэтажных домов, счетов в банка – от страха. Они защищаются таким образом. Ни радости, ни счастья, ни будущего, ни смысла, ничего в жизни нет. И те, кто вдруг сказал: «Я больше так не хочу», просто остановились и сказали: «Пошло всё в зад. Не хочу так больше жить. А хочу понять для чего это всё на самом деле». Они идут к нам.

Что потом происходит с человеком? Он успокаивается?

Нет. У него, наоборот, только-только начинается жизнь. Не устаю повторять, что духовная практика сильно отличается от религий именно тем, что не призывает менять свою внешнюю жизнь. Не надо заворачиваться в простыню и бежать в Гималаи, в Тибет или в Индию с целью искать какие-то святости. Не надо ничего. Ты остаёшься в своей семье, в своём доме, на своей работе. Ты носишь обычную одежду, как и носил. Всё тоже самое. Меняется одно – качество внутреннего. Появляется смысл менять и то, для чего это делаешь. Меняется мотивация. То есть всё, от чего ты раньше испытывал разочарование, начинает приносить радость и силы, потому что меняется вектор того, для чего живёшь.

Ты студентов часто видишь. Молодые люди приходят к тебе и слушают.

Да. Но мы открываем аудиторию для всех. Люди самые разные. Разного возраста и социального положения.

Сейчас есть много коммерческих программ по профориентации и поиску т.н.з. предназначения. Нечто вроде: «Найди себя в деле жизни». Полагается, что люди не понимают, чем им заняться в жизни. Что скажешь об этом?

Об этой проблеме с этими курсами я и рассказываю на своих лекциях. Курсы по профориентации не опираются на древние знания. У них нет традиций и тысячелетнего опыта мудрейших людей на планете. Последнее упоминание знания, о котором говорю – 13000 лет назад. Подумать страшно. Это знание собирали и передавали друг другу самые мудрые люди со всех концов света. Поэтому говорю так: «Чуваки, я могу гарантировать вам результат, потому что этот результат гарантирован тысячами лет. И знаю, как объяснить, чем вам заниматься в жизни». А курсы по профориентации на чём основываются?

На субъективном и измеримом неким психологическим способом.

Просто «сами с усами». Это их совершенно личная субъективная история, которой максимум 15-20 лет. Для кого-то это может быть и подошло бы, а для другого – нет. На эти курсы в основном ходят люди, которым как на диване у психоаналитика рассказывают личную историю: «Парни, я сейчас поделюсь с вами тем, как я сделал себя успешным». То есть, похвастаюсь.

Скажи своё мнение о подобных мероприятиях, на которых якобы стремится (как говоришь в своих интервью) из гомосапиенс сделать человека.

Нет. Чтобы сделать из гомосапиенса человека, нужно открыть курсы: «Как стать самим собой». Ни кем-то, а самим собой. Вот это сделает человека счастливым. Есть миллионы людей, которым не надо быть лидерами. Они ими не родились. Лидер – это кшатрии, которых 1/4 населения планеты. Всем остальным лидерами быть не надо. Это им не свойственно и никогда не будет свойственно. И если они будут пытаться стать лидерами, они будут несчастны.

То есть, грубо говоря, человек не на своем месте?

Просто не на своём месте, конечно. Он просто деградирует. Он просто погружается в депрессию, состояние бессмысленности, потому что понимает: «У меня ничего не получается. Я неудачник, сколько бы не пытался». Естественно страус, сколько крыльями не махай, не полетишь, как в мультике. Ты, страус, беги! Не надо летать, если ты страус. Если ты змея, то ползай, а не лезь в болото, где лягушки. А если ты не лягушка, а змея, то ползай. Каждый должен быть собой, и каждый счастлив быть собой. Это и есть слово «дхарма» – естественная природа, следование естественному пути себя. Только это делает счастливым.

Считаешь ли ты, что эти мероприятия – почва для подмены понятий о сути человека?

Нет. Если кшатрии придет на курсы: «Как стать лидером», то, безусловно, ему это будет только в пользу. Но если человек не относится к этой природе разума, то, что он там делает? Что ты делаешь в болоте, если ты птица? Твоё место в небе. Финансовые, успешности курсы? Окей! Но это для касты торговцев – 1/4 часть населения планеты. А если ты не торговец, то что тебе делать на этих курсах? Зачем ты там? Что ты делаешь в небе, если ты лягушка? Сиди в болоте, квакай и будь счастлив. Каждый счастлив на своём месте.

На этих курсах не объясняют, что они не для всех и не передают знания, которое в принципе давно уже есть. А оно есть. Что нужно сделать человеку, чтобы быть успешным в определённой деятельности? Что нужно кушать? Где жить? Во что одеваться? С кем жить? Как? К чему нужно стремиться? Чего пытаться избегать? Каждой из каст есть совершенно чёткие рекомендации. Они известны. Пожалуйста, их никто не скрывает. Но курсы, о которых ты говоришь, несут просто подмену понятий. В них нет знания.

Не то, что они пытаются обмануть. Они просто это честно и искренне делают, но с глупостью. И возможно, если действительно парень успешный финансист по рождению. Стал успешным финансистом и пытается поделиться опытом. А он приходит и рассказывает историю своей жизни: «Смотрите, как у меня хорошо получилось! Сейчас и вас научу!». Он это честно, искренне делает. И пытается поделиться с людьми радостью, успехом и т.д. Но знания о том, кто к нему приходит, у него нет. Он не знает, что такое люди. Он не знает, кто он сам. Не знает, почему это у него хорошо получилось. У него просто спонтанно сложилось, удалось, но почему – он не знает.

То есть, у меня, например, получилось. Я представляю внутри головы алгоритм, который даю окружающим, но не разбираюсь, кому конкретно его даю.

Да. Вот ты напился водки, взял пистолет, выстрелил и случайно попал в десятку. Один из сотен тысяч стрелков. И такой: «Ребята, я сейчас вам расскажу, что нужно сделать, чтобы хорошо стрелять! Надо всё время бухать. Потому что нажрался в говно и с ходу попал в 10-ку». Вот, на что это похоже. У человека это случайно получилось, а он не понял почему. А у него получилось просто потому, что у него – карма. Он раньше был хорошим стрелком и всю жизнь попадал в десятку, был великолепным снайпером, а в этой жизни – он просто алкаш. Нажрался и случайно попал. Навык сохранился. Поэтому большинство этих курсов таковы. Найти какие-то правильные, верные, я бы не взялся.

Фильтровать?

Ну, как ты будешь фильтровать? Какие критерии у тебя будут? Тебе придётся всё пробовать. Мой учитель прекрасно сказал: «Человек – не навозная муха, чтобы всё пробовать и на всё садится». Это муха навозная садится на всё и пробует. Всё перепробовать в принципе невозможно. Да и зачем, если есть знание?

Это подобно тому, как человек создаёт семью. Пока ты не обретёшь знание, как это сделать раз и навсегда. Если не знаешь, как это сделать, откуда у тебя есть уверенность и надежда, что у тебя это получится? И люди пытаются пробовать. Раз вышла замуж, попробовала: «Да, наверно, не с тем. Значит чувак не удался». Через 2 года развелась. Пошла дальше: «Теперь вот с бородатым пробую». С бородатым не удалось. Дальше: «Окей, теперь с миллионером». И вот, как шлюха, получается. Раз, два, три… седьмая, восьмая семья, и ничего не удаётся. Пробует как муха. И мужики также.

Почему? И я так пробовал. У меня за плечами 4 неудачных брака. Почему? Знаний не было. А потом нашёл учителя, который сказал: «Я сейчас расскажу тебе, как это делается». Преподал тысячелетнее древнее знание о семейной жизни. Мы послушали с невестой: «Ух, ты!». И слушаем до сих пор, уже шестой год живём и слушаем.

Ты говоришь про Хакимова?

Не только. Есть много учителей. Хакимов, Нарушевич, Серёжа Яковлев из Днепропетровска. По крайней мере, три прекрасных учителя по семейным отношениям. Каждый из них читает великолепные лекции. Выбери любого или всех трёх. Научись, прежде чем что-то делать. Как ты будешь собирать всё, что угодно. Дай случайному человеку пианино, поставить ноты и скажи: «Сыграй Бетховена с листа». Он скажет: «Пфе» и начнёт фигачить, авось получится. Тоже самое. Научись. Семья – это искусство.

Кстати, как твои успехи с министерством образования?

Не до меня им. Их РПЦ и так прижало. Они просто в ужасе. Религии дискредитировали себя в мире и приходят в упадок. Власть в ужасе, потому что понимает, что без религии народ окончательно оскотинится. Они пытаются насильно возродить культуру Христианства и насильно ввести в школах уроки Православия. А кто их будет преподавать? Вот эти пьяницы-священники, которые сами сомневаются в том, что Бог есть?

Это обязательно священники должны преподавать?

Там просто люди не квалифицированные. Кто это будет преподавать? Ладно бы туда действительно ответственные батюшки приходили, у которых всё в порядке в голове – адекватные, разумные, мудрые люди. Ну откуда ты их наберёшь во все школы? Нет, конечно, таких. Где свобода вероисповедания в стране? Она есть, но её, как всегда, нет. То есть обычная диктатура. Они пытаются это насильно навязать, и это не получится. Это просто превратится в идею и возникнет открытая ненависть к религии. Всё, что тебе навязывают, вызывает отторжение. Люди окончательно отойдут от религии, только потому что она навязывается с каждого угла. Они не сами к этому хотят прийти. Нет предложений, а есть навязывание. «Если не будешь, мы тебе двойку поставим в четверти. Не будешь ходить на уроки Православия, значит испортим тебе диплом».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *