ЕВГЕНИЙ САБЕЛЬФЕЛЬД: «НА КВАРТИРНИКАХ ЧЕРНЕЦКОГО – АБСОЛЮТНАЯ ЧЕСТНОСТЬ»

Если и бывает человек, располагающий искренностью, добротой и внимательностью, так это один из них – Евгений Сабельфельд. Сейчас Евгений один из соорганизаторов крупного музыкального фестиваля, директор нескольких исполнителей, а в недавнем прошлом – организатор возродившейся из 80-х традиции – квартирники. Что связывает Александра Чернецкого с Евгением, и почему Сабельфельд решил вдруг связать свою жизнь с музыкой – в нашем интервью.

Из интервью Евгения Сабельфельда для книги «Жизнь стоит того…»:

Перед интервью посмотрел вашу страницу «ВКонтакте», и обратил внимание, что ваше ремесло досталось от отца?

Да. С папой попрощался прошлым летом, он ушёл. Но это действительно перешло от него. Он был военным. При этом окончил ВГИК и стал оператором, фотографом, режиссёром. Бывал во всех горячих точках. Снимал чёрно-белые кадры на фотоаппарат «Зенит». Снимал даже Высоцкого. Владимир Семёнович с благодарностью принимал его фотографии. Когда мне было 9 лет, отец подарил мне первый фотоаппарат «Смена». Мы печатали вместе фотографии в ванной. Собственно, когда живёшь в семье такого человека, эту профессию можешь или возненавидеть, или полюбить. Равнодушным никак не остаться. У меня произошёл второй вариант, фактически пошёл по его стопам. Я официально работаю в военной организации, но поскольку там такой свободный, гибкий график, параллельно занимаюсь разными другими проектами.

Евгений Сабельфельд в юности, в близком кругу. Москва. 90-е. Фото из архива Евгения Сабельфельда.
Евгений Сабельфельд в юности, в близком кругу. Москва. 90-е. Фото из архива Евгения Сабельфельда.

Знаю, занимаетесь организацией мероприятий живой музыки. С чего всё началось, и какова вообще сетка квартирных мероприятий в Москве?

Квартирниками начал заниматься в 2010-м. Я общался со многими музыкантами, любя их музыку и помогая им в видеосъёмке. Самореализовывал себя, делая клипы и снимая концерты. Знакомился и общался с музыкантами. В какой-то момент удачно снял квартиру на Павелецкой (центр Москвы) с очень адекватными соседями. Им было всё равно, что музыка постоянно звучит, что за стенами шум. Сначала это была просто квартира для тусовки. Там встречались ребята на кухне и песни пели. Потом это переросло в квартирные концерты. Какое-то время «Квартирники на Павелецкой» стали достаточно трендовым местом.

Евгений Сабельфельд с камерой. Москва. 2018. Фото из архива Евгения Сабельфельда.
Евгений Сабельфельд с камерой. Москва. 2018. Фото из архива Евгения Сабельфельда.

А кто-то до вас ещё пробовал делать?

Есть мой хороший друг – Макс ИвАнов («Торба-на-Круче»). Мы с ним познакомились на почве видео. В 2001-м я ездил снимать фестиваль «Нашествие», а наша встреча произошла на квартирнике в Алтуфьево, в том же году. То есть они были такие – разовые, имиджевые и проводились где-то на окраинах Москвы. Сильно не афишировались, были более закрытые, и не носили потоковый характер. Они могли происходить раз в 3 месяца.

У меня же они стали происходить чуть ли не каждую неделю, потому что интерес к данным мероприятиям стал очень высокий – душевно, эксклюзивно, центр города, 4 минуты от метро на кольцевой линии. Соответственно я их и проводил. Было много интересных музыкантов, включая зарубежных. Группа «Маша и Медведи» в акустике впервые играли у меня. В 2013-м отметили 4-летие квартирников и к этому времени у прессы возник интерес – несколько репортажей, написали статьи. Спустя время появлялись люди, которые тоже стали делать квартирники; снимали под это дело квартиры или проводили в своих делали.

В Питере есть Дима Гороховский, который проводит квартирники у себя дома с 2003-го. Мы очень дружим, уважаем друг друга. На примере Димы эта тема в Питере пошла второй волной, спустя долгое время.

Через 4 года мне перестали сдавать квартиру. Я съехал. Но всё равно квартирники проводились в других местах. Сейчас в Москве есть «Квартирники у Добрера». Ави Добрер – мой знакомый, который делал их ещё до меня, но разово. Когда мои квартирники закончились, у него это стало на поток. Сейчас в Москве из потоковых квартирников делает Добрер и Ольга Трущина («У Тру»). Периодически привожу ей музыкантов.

Однажды, настало время, что поклонники Макса Иванова заждались квартирника. Решили на Новый год сделать предновогодние эксклюзивные квартирники Макса в Москве и Питере. Два квартирника подряд прошли у Гороховского, а в Москве я занимался организацией, собственно, в квартире Оли. Всё прошло отлично, все довольны.

Когда мне пришлось перестать заниматься квартирниками, не успел огорчиться, как Лена Лилеева, которая в своё время создала клуб «Шоколадная фабрика» в Москве, предложила мне стать его арт-директором. Параллельно делали ежегодный совместный фестиваль – «Шокофест». Сейчас организовываю концерты в разных местах. Музыканты обращаются. И с другом-партнёром начинаем готовиться к грядущему природнику.

Александр Чернецкий и Евгений Сабельфельд, после первого квартирника на Павелецкой. Москва. 2013. Фото из архива Евгения Сабельфельда.
Александр Чернецкий и Евгений Сабельфельд, после первого квартирника на Павелецкой. Москва. 2013. Фото из архива Евгения Сабельфельда.

Как впервые узнали о Чернецком, какие впечатления?

«Разные Люди» слушал ещё на кассетах в школе. Мне сразу понравился Чиж и я стал копать дальше. Узнал про «Разных Людей», про Чернецкого и его судьбу. Всегда им восхищался, но знакомы долгое время не былы. Видел его несколько раз на фестивалях за сценой.

Однажды решили делать видеопроект «Фокус времени», где с музыкантами просто гуляем по Питеру. Музыкант рассказывает о важных вехах творчества, о важных местах, благодаря которым состоялся, как творческая личность. Именно в Питере. Это было принципиально.

Мы отсняли первый очерк с Максом Ивановым из «Торбы-на-Круче». На очереди была группа «Animal Джаз». Лена Ющенко уже была в Питере. У меня ночной поезд и всё было настроено, но на наши намерения забил представитель группы и без предупреждения уехал в Москву. Возникла ситуация. Всё готово, человек в Питере, у меня билет, а снимать возможности нет. Стали думать, кого можно снять из тех, кого собирались, и как выйти из ситуации. Позвонил Насте Полевой, она никак физически не могла помочь, тоже в отъезде. Как очень добрый и отзывчивый человек, она пыталась помочь и предложила снять Чернецкого.

Саша согласился поучаствовать в этой непонятной идее с непонятными людьми. Фактически за ночь помог подготовить сценарий. Отозвался с большим пониманием. Пока ехал в поезде, а они с Леной обсуждали. Благополучно 2 дня снимали. Официально познакомились 29 октября 2012 года.

К сожалению, по разным причинам наша работа не вышла в свет, но кадры вошли в фильм, который делал сам Чернецкий. Известно, что Саша любит всё снимать. Он активен в плане видеопроизводства. После этого он просил меня помочь, когда были знаковые концерты в Москве, и их хотелось поснимать с нескольких камер. Я всегда вписывался в эту историю и приезжал поснимать.

Долго мечтал, чтобы у меня прошёл квартирник Саши. 7 февраля 2013 года он состоялся. Саша восхитил до глубины души. Не знаю, насколько об этом тактично писать, но думаю можно. В день квартирника, когда Саша приехал, его встретил Игорь Ойстрах. За 3 часа до начала сказали, что, скорее всего, всё придётся отменять. У Саши был приступ. Он просто лежал. Было на столько сильное недомогание, что даже не мог встать. Когда Чернецкий взял трубку, еле говорил. Его друзья убеждали отменить квартирник. Все пришедшие, естественно, поняли бы эту ситуацию. Саша сказал, что отменять не будем, а предложил начать чуть позже. Если и будем отменять, то уже в самый последний момент, когда точно будет понимать, что не может приехать.

Стали подходить люди. Всех предупреждал, что ждём, но пока не понятно, будет ли квартирник. Позвал друга музыканта помочь в этой ситуации, попеть песни, чтобы люди просто в комнате тупо не сидели. В итоге позвонили, сказали – едем, Саша ни в какую не согласился отменять. Это было его требование. Сказали готовиться к тому, что будет квартирник минут на 40, насколько его хватит. На это мы и были готовы.

Сашу чуть ли не занесли в квартиру. Проникшись атмосферой и привыкший жить в таком жёстком нерве по жизни, он если не 4, то 3 часа точно отыграл. Это было что-то невероятное! Его посадили на стул, и он так воспрянул в процессе квартирника, что обрёл какую-то невероятную силу. В тот момент я сделал вывод, что это неземной человек, из космоса что ли. Мы и дальше общались. Он всегда желанный гость на фестивале «Шокофест» и в «Шоколадной фабрике». Плюс довольно часто были и сольные концерты с группой «Разные Люди».

Евгений Сабельфельд и Вадим Курылёв. Москва. 2015. Фото из архива Евгения Сабельфельда.
Евгений Сабельфельд и Вадим Курылёв. Москва. 2015. Фото из архива Евгения Сабельфельда.

Наблюдаете за публикой на Сашиных концертах? Есть ли у неё отличительные особенности?

Да, обращал внимание на публику. Благодаря тому, что часто вместе работали, было много концертов, которые снимал, организовывал или на которые приходил как гость. Мне нравится творчество Чернецкого. Публика, как бы это сказать – двухконечная.

Во-первых, она отличается сильно в акустике и в электричестве. Это та же самая публика, но она настраивается на абсолютно полярный лад. Если в акустике доминирует душевное ядро, которое образуется во время концерта, то в электричестве это слэм под «Супербизонов», физически сильный, но не злой выплеск эмоций.

Второй аспект публики – она преданная, поддерживающая жизненную ситуацию Саши, а не «сочувствующая». Когда идёт речь о сборе средств или выпуске диска, и нужно как-то в этом поучаствовать, публика заточена на поддержку нездорового физически, но очень сильного духом человека.

Со стороны музыкантов, которые рядом с Сашей, это тоже поддерживающая позиция?

Эти музыканты не чувствуют абсолютно никакой выгоды от работы с точки зрения заработка. Начнём с того, что это гиперпрофессиональные музыканты из «Алисы» и «ДДТ», которые, несмотря ни на что, пока есть возможность, будут с ним.

Они друзья и очень резонируют с публикой. Тут главная цель – поддержать желание Саши петь и продолжать своё творчество, пока есть силы и возможность, несмотря ни на что. Я убеждён, сколько бы человек не пришло на концерт, есть тут заработок или нет, музыканты, которые вокруг Саши, не допустят даже мысли, бросить камень в его огород. Хотя эти состоявшиеся профессионалы заслуживают стадионные концерты и большие гонорары. Тот же Ойстрах. У него нет самоцели реализовать себя на сцене, а скорее помочь Саше; встретить его, привезти, подыграть и поддержать.

Вадим Курылёв, Андрей Васильев, Евгений Сабельфельд и Александр Чернецкий. Москва. Шокофест. 2012. Фото из архива евгения Сабельфельда.
Вадим Курылёв, Андрей Васильев, Евгений Сабельфельд и Александр Чернецкий. Москва. Шокофест. 2012. Фото из архива евгения Сабельфельда.

Я бы хотел уйти от общего и перейти к конкретике того, что персонально вас удивило в этом человеке. Мелкие детали очень важны.

Во-первых, удивляет необычайная скромность Саши, природная воспитанность. Этот человек заслуживает гораздо большего, чем он довольствуется. Небольшой пример. Не так давно был концерт в клубе «Меццо Форте». 13 января. До этого попросил Сашу записать видеопоздравление для Андрея Грейчайника из группы «ДМЦ». В секрете от Андрея делали такой сюрприз от разных друзей музыкантов. А Чернецкий попросил организовать так, чтобы «ДМЦ» выступили на концерте приглашенным гостем. Собственно, стал это дело организовывать.

«ДМЦ» могли выступить усечённым составом в полуакустике. Но суть в том, что, когда «ДМЦ» приехали в клуб, они, будучи, в хорошем смысле слова, самолюбивыми музыкантами, совершенно уверенные сразу пошли в большую гримёрку клуба, чтобы поздороваться с «Разными Людьми». Но, с удивлением, обнаружили, что гримёрка пустая и никого там нет. «Разные Люди» разместилась в маленькой, неудобной, тесной гримёрке, прекрасно зная про большую.

Такая вот деталь, подтверждающая мои слова по поводу скромности Саши, и так же, по инерции скромности музыкантов, которые с ним. Ведь они играли в серьёзных командах и привыкли к высокому уровню обслуживания.

Ещё всегда поражает огромная трата физических сил, но при этом Саша никогда не отказывается от внимания к людям. Стоит ему приехать на какой-то фестиваль, его начинают «разрывать на части», старается максимально уделить время каждому. Такое отношение Саши заколдовывает публику в мысли, что Саша их близкий друг, они как бы свои люди.

Маленький пример. Приобрёл большой бокс антологии Чернецкого на 50 дисков. Поскольку многие музыканты дарят мне диски, решил, пусть они их подписывают на имя моей 3-летней дочки. Я ей на 14-15-летие большую коробку этих подписанных дисков хочу подарить.

И вот, на «Шокофесте», несмотря на всё это внимание к Саше, я ему говорю – мол вот такая идея. Он говорит: «Прекраснейшая идея! Поддерживаю! Давай подпишу!». Перед ним кладу этот бокс, думая, что он сейчас бокс подпишет, а он начинает доставать по диску и подписывать каждый. И если бы я его не остановил вовремя… Отдал, а сам на что-то отвлёкся, думал, минуты через 2-3 заберу.

В итоге, возвращаюсь, а он подписывает 13-14-й диск, и каждый с новыми словами. Тактично его остановил – вроде как хватит, вот ещё на боксе и всё. Он: «Точно не надо? Жень, нормально, что они не все подписаны?». Я не стал бурно выражать удивление и восхищение, а только – да-да, всё нормально, вот ещё на боксе, и всё. Но само внимание, отношение к делу, внимание к человеку – меня в этот момент очень поразило.

Александр Чернецкий и Евгений Сабельфельд. Москва. Шокофест. 2013. Фото из архива Евгения Сабельфельда.
Александр Чернецкий и Евгений Сабельфельд. Москва. Шокофест. 2013. Фото из архива Евгения Сабельфельда.

Есть ли что-то, о чём не спросил, но очень бы хотелось сказать, что связано с «Разными Людьми» и Чернецким?

Очень-очень-очень мало людей на свете, которыми бы восхищался на том же уровне, как Сашей. Для незнающих внешне может показаться, что он с физическими недостатками, может быть неказистый, старше выглядит, чем он есть. Но, при всём при этом, считаю, что это человек, обладающий какой-то нереальной силой духа, тела, не смотря на болезнь. Это человек, с которым, не сомневаясь ни на секунду, можно идти в разведку, в любое дело. Человек без слабых мест и без недостатков.

Много испытаний ему приготовила жизнь на пути. Но громаднейшая удача, которая с ним произошла – его супруга Инна. Настолько волевых сильных женщин (называю их «жены декабристов») никогда не встречал. Уверен, что она очень много сил Саше экономит своей поддержкой, своими, порой, жёсткими действиями, чтобы отвлечь от Саши окружающих. Она его оберегает как ангел-хранитель. Ведь он производит впечатление для любого человека, что он свой. Вернусь на секунду к началу рассказа, к моменту нашего знакомства. Первое же рукопожатие в Питере, на улице Жуковского, где он жил.

Ты понимаешь, как будто с этим человеком ночами выпил громадное количество коньяка, вёл бесконечные ночные разговоры, и что ты ему уже близкий человек. Это стало понятно в первые же минуты знакомства.

Он может моментально обаять, в хорошем смысле слова, влюбить в себя. Вот этих поклонников, которые разрывают на куски, одолевают, на них обижаться-то нельзя, потому что они заколдовываются этой магией Саши. Искренне верят, что Саша родной, потому что он сам эту армию своих поклонников считает родными. И это обратная сторона медали, огромное количество сил, энергии им – я не могу сказать «растрачивается», потому что и ему обратно отдаётся. Это человек, который в музыке, в любом аккорде, в любом слове, взгляде, рукопожатии выкладывается полностью. Наверное, эта фраза наиболее ёмко описывает моё отношение к нему.

Александр Бессмертный и Евгений Сабельфельд. Санкт-Петербург. Кафе «Ladы». 2018. Фото: Наиль Кадыров.
Александр Бессмертный и Евгений Сабельфельд. Санкт-Петербург. Кафе «Ladы». 2018. Фото: Наиль Кадыров.

Что двигает людей идти на близкое общение с исполнителем, на квартирники?

Кроме того, что оказаться на эти 2-3 часа с близким другом человеку, у меня другой мысли не приходит. На концерте есть некий барьер, дистанция. Квартирники цепляют людей тем, что нет дистанции. Фактически исполняются мечты обычных людей, воображающих, как они, к примеру, выпивают с Шевчуком. Многие мечтают выпить с Шевчуком. Мне повезло, я выпивал. Но таких людей не тысячи. Столько не выпьешь.

Это исполнение некой мечты, оказаться в компании такого человека. В отличие, например, от Сергея Калугина, который дистанцию всё-таки держит, на квартирнике Чернецкого ощущение, что просто сидят люди общаются; парень взял гитару и начал петь в компании.

А что за этим кроется, какие мотивы, попробуй, пойми?

Фантазии какие-то, воображение. Я мечтал в детстве, когда родители уходили, брал невидимую гитару и представлял перед собой огромный стадион. А через 20 минут, бегал по комнате, представляя, что я гол за «Спартак» забиваю в финале чемпионата. Тоже самое и здесь, просто люди исполняют мечту иллюзий, которые становятся реальностью. Но у каждого они свои.

Александр Чернецкий, Владимир Носырев, Вадим Курылёв. Санкт-Петербург. Петербургская студия грамзаписи. 2019. Фото: Александр Бессмертный.
Александр Чернецкий, Владимир Носырев, Вадим Курылёв. Санкт-Петербург. Петербургская студия грамзаписи. 2019. Фото: Александр Бессмертный.

Фантазии разрушаются на квартирнике? Одно дело хотеть выпить с исполнителем, другое – выпить и пообщаться воочию. Пытаюсь больше понять квартирный жанр, и публику, которая приходит к тому или иному исполнителю. Зачем им это нужно?

Ещё один момент есть на квартирниках. Это глубочайшая честность. На концерте в клубе или фестивале ты можешь следовать некому образу – ты артист в этот момент. Почему многие не выступают на квартирниках? Они не хотят никак отказываться от этого образа и показывать истинное нутро, глубину. Нет желания делиться этим с незнакомыми людьми.

А на квартирниках Саши – абсолютнейшая честность. И чтобы эту честность получить, пропитаться ею, раствориться в ней, ради этого туда и идут. Я, например, с огромным удовольствием пойду на концерт Саши и группы «Разные Люди», где плотный звук, персональные музыканты, всё очень драйвово. Но если поставить перед выбором пойти на большой концерт с плотным звуком, прекрасным светом на группу «Разные Люди», или в обшарпанную хрущёвку, без подключения инструмента, как было у меня, то без сомнений выберу второй вариант.

Александр Чернецкий во время съёмок в видеопроекте о рок-музыке. Санкт-Петербург. Арт-центр «Пушкинская, 10». Fishfabrique. 2019. Фото: Александр Бессмертный.
Александр Чернецкий во время съёмок в видеопроекте о рок-музыке. Санкт-Петербург. Арт-центр «Пушкинская, 10». Fishfabrique. 2019. Фото: Александр Бессмертный.

Послушать это и другие интервью в аудио-формате можно, перейдя по ссылке:

http://www.chernets.info/?page_id=1347

или с помощью QR-кода:

Поделиться в соц. сетях:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *