СЕРГЕЙ ЧИГРАКОВ: «ПОЗАИМСТВОВАЛ У ЧЕРНЕЦКОГО КОЕ-ЧТО В РИТМИЧЕСКОМ ПЛАНЕ, ОДНАКО ПОСТАРАЛСЯ ЗАБЫТЬ»

Одно из самых волнительных интервью, даже редактируя и перечитывая спустя 4 года. Тёплое и настоящее от живого носителя воспоминаний о Харькове конца 80-х – начала 90-х. Большинство журналистов знакомы с колкими манерами Сергея Чигракова в ответах на вопросы. Здесь всё произошло с точностью до наоборот. Много времени для прогулки с детской коляской. В графике маэстро это большая редкость. Можно спрашивать до умопомрачения. Чиж вполне расположен отвечать. Петербург. Михайловский сад. Осенняя прохлада и память о подписанном виниле «Чиж» (1993). Спасибо Сергею за внимание и участие в проекте издания книги о Чернецком.

Из интервью Сергея Чигракова для книги «Жизнь стоит того…»:

Помнишь первую репетицию в составе «Разных Людей» по приезду в Харьков? Как она прошла? Может быть волнение?

Да какое волнение? Понеслось, и слава Богу! Парни играют, я разбираюсь в музыке. Они ведь знали, кого берут, а я знал, куда иду.

«Разные Люди» – первая и единственной группа на то время, где три активно пишущие творческие единицы. Была ли конкуренция внутри?

Ну да. Забавно, что спортивный азарт, наверное, присутствовал между мной и Сашкой. Паша Михайленко в то время не очень много писал. Может и писал, но молчал. А с Сашей – да! Подстегивали друг друга. Но, естественно, такого, чтоб: «А у меня песня лучше», «А у тебя песня хуже», «Давай мою споём», этого не было и быть не могло. Хотя, каждый всё равно на своей волне, как ни крути. Пришла песня – написал!

Сергей Чиграков в квартире на 602-м микрорайоне. Харьков. 1989 год. Фотография: Владислав Уразовский.
Сергей Чиграков в квартире на 602-м микрорайоне. Харьков. 1989 год. Фотография: Владислав Уразовский.

Случалось ли, что какую-то песню помогали друг другу дописывать или существовали автономно всегда?

Честно, не припомню, чтоб помогал Сане что-то дописывать. Может, с аккордами подсказывал. А так, чтобы песню… Полностью увидеть картинку, которую он видит, естественно, нет. Полагаю, так же и у меня. Ну, может, пацаны, когда все вместе на «репе» собирались и что-то добавляли. Зачастую это носило характер какой-нибудь хохмы, укоренявшейся в тексте. Паша ляпнул, например: «Хочу чаю, аж кончаю». Я и оставил так. Думаю, пару случаев таких точно было.

В 2014 году, в Белгороде, «Разные Люди» праздновали 25-летие. В июне 2019-го в Питере – 30-летие. Что для тебя значат эти встречи?

С большим интересом в этом участвую. Если зовут, конечно, мне в кайф принимать участие во всех концертах с харьковским составом. К сожалению, встречаемся редко. А про сцену и говорить не приходится. А тут – раз, и все как молодые. Очень кайфуем. Здорово! Всё тот же стиль, тот же почерк.

По сегодняшний день принимаешь участие в записи альбомов «Разных Людей», являясь, полноценным участником группы в студии.

Нет! Думаю, что скорее в студии я как приглашённый по старой памяти. Когда прихожу, записываю там 1-4 песни, и совершенно не представляю себе ни альбом целиком, ни картинку песни. Во всяком случае, последний раз, когда записывался, то было именно так. То есть, если до сих пор мне нужно наиграть 48 тактов, я делаю это.

Сергей Чиграков в дома, где «Мышка уронила банку». Харьков. Начало 1990-х. Фотография: Владислав Уразовский.
Сергей Чиграков в дома, где «Мышка уронила банку». Харьков. Начало 1990-х. Фотография: Владислав Уразовский.

«Сквозняк» в харьковской жизни был единственным местом творческого общения с музыкантами, художниками, журналистами или были ещё какие-то знаковые для тебя места?

Да ладно! А то прям там общался с журналистами и художниками?! Я и на «Сквозняке» то был не частый гость. Зимой там холодно, по осени тоже не в кайф, а летом если только с репетиции заедешь кофе попить, или по дороге на репетицию. (Тогда ещё я пил кофе). Может, кого и встретишь. Конечно, постепенно узнавал людей, ну всё равно, как не крути, я человек приезжий и мне так никто особо сердце не открывал.

Это как раз время, когда сидели и репетировали в ХАИ. Все, практически музыканты, кроме Сашки Долгова и группы «Дождь». «Ку-ку», «37Т», Пашка Павлов и «Шок»… То есть, это всё те же люди, к которым можно зайти во время перекура на нашей «репе». Из подвала в подвал просто переходишь. А заходишь на «Сквозняк» – там всё те же самые. Я же ещё жил на квартире, где, собственно, все и собирались. Поэтому не было такой необходимости ехать на «Сквозняк» в центр Харькова, что прям, жить не могу. Я и в Питере не особо тусуюсь. Вообще не тусовочный человек.

 Александр Чернецкий и Сергей Чиграков. Харьков. Начало 1990-х. Фотография: Владислав Уразовский.
Александр Чернецкий и Сергей Чиграков. Харьков. Начало 1990-х. Фотография: Владислав Уразовский.

Как часто репетировали в харьковском составе «Разных Людей»?

«Репы» по вечерам проводились. Практически каждый день, особенно по началу. Может, чтобы меня быстрей ввести в состав группы. А что ещё делать? Особо нечего. Так и собирались поначалу. Потом, когда Саня уже не мог ездить – реже репетировали. Не вижу большого смысла в каждодневных репетициях. Одно и то же прогонять до автоматизма. Я человек импровизационного склада.

Случается, ли, что хочется послушать песни «Разных Людей» или это не про тебя? Может есть любимые песни?

Случается, когда мне хочется! Беру и слушаю альбомами. Редко слушаю винил «1992». Стараюсь не запиливать эту пластинку, потому, как их в природе-то вообще мало осталось. А когда слушаю, звучит – красота! Целиком всю картинку. Так забавно с музыкальной точки зрения. Хорошо так всё сделано, хотя каждый раз ловлю себя на мысли, что здесь бы по-другому сыграл. Но навряд ли бы в то время сыграл по-другому. Сыграл так, как сыграл. А сейчас смысла нет уже все это переделывать, потому что вот такой «документ времени» и ностальжи. Назовём это так.

Пластинка «44» – тоже ностальжи?

Нет, это как раз не ностальжи, но было интересно, на самом деле. Можно долго говорить о том, что «Вау! Такая ответственность!». Прикольно сделать, например, «Траверзу». Я бы ещё её утяжелил раза в четыре. Но записали так вот. Кайфово делать чужой материал. Тут всё по-другому совсем получается. Мы пели «Траверзу» несколько раз на концертах. Она, действительно, тяжелее звучала. А потом как-то всё позабылось. Хотя, если в голову придёт перед концертом в каком-нибудь клубе: «А давай «Траверзу» споём? А давай!» Ну и спели. Я-то вспомню, ну, а у пацанов механическая память. Им не трудно вспомнить.

Сергей Чиграков в салоне «От винта!». Харьков. 1995 год. Фотография из архива Александра Чернецкого.
Сергей Чиграков в салоне «От винта!». Харьков. 1995 год. Фотография из архива Александра Чернецкого.

Как бы ты описал личность Чернецкого?

Не хочу объяснять. Я не психолог. Единственное, что знаю, что если Саня что-то делает, то делает это абсолютно искренне. И абсолютно неважно в данной ситуации, что кто-то не согласен с ним. Я, например, могу быть не просто не согласен с ним, а быть уверен в том, что говорю «плюс», он говорит «минус», но знаю абсолютно точно, что от Сашки это исходит искренне. Вот так! Он «выбивает оружие» у тебя из рук своей искренностью.

Как складывалось общение с Чернецким после 1994 года? Поддерживали переписку?

В Питер я приехал 30 апреля 1994 года. Наше общение никак не складывалось. Там вообще период какой-то непонятный. Как-будто, кошка пробежала. Это бывает, думаю, в каждой семье. В общем, в какой-то степени я был обижен, потому что «Разные Люди» приезжали в Питер на запись, но как-то никто особо в гости-то ко мне не пришёл. Возможность приезжать была, без сложностей. Я даже поднапрягся. Олег Клименко тогда педаль попросил у меня. Но как-то очень смешно, через кого-то. Странно! Сложилось впечатление, что меня избегают. Думаю, и ладно. Это такое непонятное чувство, которое прошло очень быстро. Типа, у них, может дела какие-нибудь могут быть или стеснять не хотели. Тогда в коммуналке жил.

Сергей Чиграков на благотворительном концерте в поддержку лечения Александра Чернецкого. ККЗ «Украина». Харьков. 25-26 мая 1991 года. Фотография: Владислав Уразовский.
Сергей Чиграков на благотворительном концерте в поддержку лечения Александра Чернецкого. ККЗ «Украина». Харьков. 25-26 мая 1991 года. Фотография: Владислав Уразовский.

Сохранились ли до сегодняшнего времени какие-то инструменты, педали или провода? Эдакие трофеи из Харькова?

Начнём с того, что у меня тогда своего инструмента электрического не было, он был закреплён за ХАИ. Собственная акустическая гитара появилась лет в 30. Мне её подарил Олег Клименко на Новый год. Она у меня очень долго была, а потом подарил её девочке, которая хотела учиться играть на гитаре и потому, что с этой гитары уже вырос. Ушла в хорошие руки.

Да и вообще, какие провода? У меня в жизни не было никаких проводов. Жрать купить не на что было, а ты говоришь – инструменты! Деньги на билеты зарабатывал, играя на концертах, а к Сане Чернецкому жрать ходил.

Вообще, игра с харьковским и питерским составом «Разных Людей» значительно отличается?

Совершенно два разных коллектива. Вообще! Инь и янь. Мне и там, и здесь хорошо. Здесь старые друзья, там – Наиль, Борька, Худой. Вообще, всё по-другому.

Если оглянуться на происходящее за последние 30 лет, интересно жить? Интересно жизнь сложилась?

Не то слово! Конечно! Если мою группу не берём, а говорим о «Разных Людях»? Да, интересно! Особенно, по началу… Я ехал сюда наугад и вообще не знал, примет меня Питер или нет.

Татуировки на спине Сергея Чигракова. На правой лопатке – логотип «Разных Людей». Санкт-Петербург. Начало 2000-х. Фотография: Андрей Федечко.
Татуировки на спине Сергея Чигракова. На правой лопатке – логотип «Разных Людей». Санкт-Петербург. Начало 2000-х. Фотография: Андрей Федечко.

Сколько времени прошло, чтобы понять, что принял?

До сих пор не уверен. Не знаю, как ни крути, а я всё-таки из Дзержинска. Потом в Харьков переехал. Мало того, что москаль, так и хрен знает ещё откуда. А здесь я просто из Дзержинска несмотря на то, что живу здесь 25 с лишним лет. Не знаю… Дети мои, наверное, могут считать, что они в Питере родились. А я нет, я всё равно оттуда, из большой деревни.

Несколько лет назад вы с Евгением Маргулисом писали видео для фильма в Дзержинске.

Да! Для передачи. И что-то она никак не выйдет. Забавно было водить Женьку по местам боевой славы! Но он москвич, поэтому, как мне показалось узнать изнутри жизнь провинции ему сложно. Но были моменты, когда он действительно удивлялся: «Ну, ни фига себе! У вас тут так можно?». Говорю: «Именно так!» Уже это всё происходило. «Что у вас за город такой, одни мутанты? Что ни музыканты, то мутанты! Всё умеют, всё играют!» Говорю: «А хрен знает! Время такое!». Играли на улице, можно сказать, в какой-то степени всё.

Сергей Чиграков и Александр Чернецкий. 7 мая 2004 года во дворе Чернецкого садят деревья. Санкт-Петербург. Фотография из архива Александра Чернецкого.
Сергей Чиграков и Александр Чернецкий. 7 мая 2004 года во дворе Чернецкого садят деревья. Санкт-Петербург. Фотография из архива Александра Чернецкого.

Это твой первый опыт игры на улице?

Не первый. Какое-то время практиковал здесь, играл в переходах. Это по приезду сюда уже, не такое… В первый год не то, чтобы играл, чтобы зарабатывать деньги… Просто мимо проходишь, там стоят, играют. Встанешь, послушаешь. Потом: «Ну неправильно же! Дай, покажу!». Ну и вот так вот. Народ собирается!

Александр Бессмертный и Сергей Чиграков близ Русского музея. Осень 2016 года. Санкт-Петербург. Фотография из архива Александра Бессмертного.
Александр Бессмертный и Сергей Чиграков близ Русского музея. Осень 2016 года. Санкт-Петербург. Фотография из архива Александра Бессмертного.

Вообще частенько в Харькове поют твои песни на улицах. Но исполнение ужасное. Как здесь? Коробит, не коробит?

Нет! Оно, конечно, не коробит. Во-первых, это почётно. (Фига себе! Ух, ты! Как здорово!) Ну, как смог, так подобрал парень, пусть играет. Я бы по-другому сыграл! Но, уже наученный горьким опытом, не подхожу и не показываю: «Чувак, не тот аккорд! Давай покажу!» Очень смешно, когда стоят люди; как правило, вдвоём. Молодой человек на гитаре играет, а барышня бьёт изредка в бубен и собирает деньги. Однажды такой парень с шляпой пел мою песню… А я в плохом и непонятном настроении. Подошёл бы, гитару разбил об башку! Ну, нельзя, сука, так топорно играть! Я ж всё-таки там придумывал что-то, душу вкладывал! И тут – на тебе! На трёх аккордах! Бли-и-н! Твою мать! Ещё денег за это просишь? За деньги так не играют. Но сдержался, ничего не сказал. Правда, и денег не дал.

Ты внимателен к каждому скрипку, каждому звукоизвлечению. Скажи, манера игры Чернецкого уникальна?

Да. И взял для себя, конечно, пару приёмов. Позаимствовал у него кое-что в ритмическом плане. У Саши забавная манера сопровождения. Однако я тут же постарался позабыть эти приёмы, потому что это «ломает мозг». Потому что в принципе, так нельзя, и на это очень легко подсесть. Как только начал врубаться, что уже играю как Саня, то сказал: «Нет, нет, не надо. Возвращаемся к себе».

 Сергей Чиграков подписывает диски группы «Avenue» с альбомом «Капель» в поддержку издания книги о Чернецком. 30-летие «Разных Людей». Aurora Concert Hall. Июнь 2019 года. Санкт-Петербург. Фотография из архива Александра Бессмертного.
Сергей Чиграков подписывает диски группы «Avenue» с альбомом «Капель» в поддержку издания книги о Чернецком. 30-летие «Разных Людей». Aurora Concert Hall. Июнь 2019 года. Санкт-Петербург. Фотография из архива Александра Бессмертного.

 


Послушать это и другие интервью в аудио-формате можно, перейдя по ссылке:

http://www.chernets.info/?page_id=1347

или с помощью QR-кода:

Поделиться в соц. сетях:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *